Бесконечная история бизнес-сувениров
В чем главная суть деловых презентов? Для чего они требуются и необходимы ли вообще? Дабы понять суть современных бизнес-сувениров, можно обратиться к опыту прошлых времен. Это позволит понять, для чего же применяли презенты наши предки. Процесс подношения подарков был описан и проиллюстрирован еще в древнерусских летописях. Политику, рассчитанную на долгосрочную перспективу и будущие выгоды, никогда не проводили без применения даров. И наши предки прекрасно понимали это!
При помощи подарков можно было отстранить от себя несчастья или попытаться минимизировать их возможные последствия. Здесь уместно вспомнить бесчисленные жертвоприношения богам с просьбой о лете без засух. Подобный метод был не всегда действенным, зато дарил луч надежды!
В Древнем Китае бытовал весьма интересный обычай: в жертву богам приносили не настоящие ценности, а их символику, изготовленную из бумаги и натуральной кожи (так подлинные купюры быстро заменили бумажные деньги, незаполненный кожаный ежедневник применялся вместо летописных сводов, а фрукты из бумаги выдавали за настоящие съестные припасы). Среди древних китайцев были даже особые торговцы, у которых можно было приобрести блокноты, ежедневники и ряд бумажных сувениров, заменяющих собой реальные вещи. Понимая зашифрованный символизм таких даров, восточные боги всегда помогали жителям Поднебесной!
Немало традиций хранится и в истории России. Так, в XV столетии от нашествий крымских татар страдали южные губернии Руси. Вести войну с Крымским ханством в ту пору было опасно, так как оно находилось под властью Турции, которую боялась вся Европа. Как пишут в книге «Россия под скипетром Романовых 1613-1913», московское правительство, дабы хоть немного ослабить татар, ежегодно посылало крымскому хану и всем его мурзам (князьям) богатые подарки. История упоминает про роскошные меха и шубы, старинный фолиант хану, выглядевший, как кожаная визитница в шелковом переплете, золотые украшения. Такие подношения производили свой эффект: набеги хоть и не прекращались вовсе, но их становилось меньше, ведь подарками можно было умаслить даже ярого врага.
Однако предки четко разграничивали взятки и дары. В любое время взяточника и лихоимца если не карали на месте, то глядели на него косо! К подаркам же относились спокойно. Историк Сергей Платонов в разборе личности Бестужева-Рюмина, бывшего главой русской дипломатии во времена императрицы Елизаветы, пишет о том, что хотя граф любил принимать презенты, подкупить его не представлялось возможным. Даже когда король Пруссии Фридрих II вознамерился сделать ему презент (доведавшись, что Бестужев принимает таковые из Австрии), то убедился: дипломата не задобрить ничем!