6 удивительных фактов о лифтах

Сегодня поездка на лифте — это обыденная активность, но всего лишь два столетия назад эти механические устройства были паровыми чудесами, связанными с опасностью для жизни. За прошедшие годы эти по большей части невидимые элементы городской инфраструктуры стали ключевой частью того, что делает возможным существование современных городов. Без них восходящая траектория города была бы невозможна, а дизайн нашего мира был бы невообразимо другим. Вот шесть удивительных фактов о скромном лифте: от его удивительно древнего происхождения до многих мест, куда он может доставить нас в будущем.

лифты

Греческий математик Архимед изобрел лифт в 236 году до нашей эры

Архимед

Лифт – удивительно старое изобретение. Согласно записям древнеримского инженера Витрувия (того самого Витрувия, который вдохновил Леонардо да Винчи на создание «Витрувианского человека»), греческий математик Архимед изобрел примитивный лифт еще в 236 году до нашей эры. Устройство Архимеда мало напоминало современные устройства для перевозки людей: оно работало с помощью рабочей силы: веревки натягивались вокруг барабана, который затем вращался кабестаном — большим вращающимся цилиндром, часто используемым для наматывания канатов на кораблях. Хотя авторство было написано после смерти Архимеда, изобретение имеет смысл для великого греческого мыслителя, который прославился своими исследованиями сложных систем шкивов. Лифты пополняют список других удивительных древних изобретений, включая такие чудеса, как первый в мире паровой двигатель и первый в мире компьютер.

До появления современного лифта верхние этажи были нежелательны

Лестница в старом жилом доме

Сегодня самые роскошные высотные здания увенчаны пентхаусами стоимостью в несколько миллионов долларов, но до появления лифтов (каламбур) самыми желанными этажами были этажи, расположенные ближе всего к земле. Первым зданием, в котором на стадии проектирования были предусмотрены лифты, было 130-футовое (39,6 м) здание Equitable Life Building в центре Манхэттена, построенное в 1870 году. Общество медленно приспосабливалось к лифту, и здание было спроектировано так, будто в нем меньше этажей, чем так оно и было. Кроме того, страховая компания, работавшая в здании, по-прежнему занимала «ценные» нижние этажи, а хранитель пользовался верхними этажами. Эра пентхаусов не наступала в полном разгаре до 1920-х годов, когда экономический бум десятилетия принес шквал строительных проектов в Нью-Йорке и других городах по всему миру.

Американский изобретатель создал первый современный пассажирский лифт

Элиша Грейвс Отис показывает свой первый лифт в Хрустальном дворце в Нью-Йорке

Ключевая часть самого первого пассажирского лифта была изобретена Элишой Грейвсом Отисом, который основал компанию Otis Elevator, производителя, действующего до сих пор. Отис изобрел предохранительное устройство, которое предотвратило бы падение кабины лифта в случае обрыва троса. До изобретения Отиса лифты были опасными приспособлениями, предназначенными в основном для перемещения грузов на фабриках, складах и шахтах. В 1854 году Отис представил свой «безопасный лифт» в Хрустальном дворце Нью-Йорка, также известном как «Выставка промышленности всех наций», где он попросил кого-нибудь перерезать веревку, которая удерживала его. После разреза платформа упала всего на несколько дюймов, прежде чем поймать его. Эта повышенная функция безопасности помогла повлиять на общественное мнение, продемонстрировав, что лифты могут быть безопасным средством вертикальной транспортировки. Сегодня лифты считаются статистически более безопасными, чем лестницы.

Люди когда-то годами обучались профессии лифтера

Кора Фоссет, женщина-лифтер в небоскребе Цинциннати

Хотя Элиша Отис изобрел более безопасный лифт, это не означало, что устройство было надежным. На протяжении десятилетий в некоторых частях мира, например в Германии, работа лифтером считалась высококвалифицированной работой, требующей многих лет обучения. В конце 19-го века лифты работали с использованием «грузоотправительных тросов», и операторов обучали точному моменту натягивания этих тросов, чтобы добраться до нужного этажа. Хорошо обученный оператор был очень желателен, поскольку от него зависит плавность хода или смертоносная путаница стартов и остановок.

С течением десятилетий работа лифтера становилась все более автоматизированной. В 1887 году американский изобретатель Александр Майлз сконструировал первые автоматические двери лифта, прочитав о нескольких несчастных случаях, связанных с падением людей в шахты лифта. Но только в 1960-х годах — спустя чуть более столетия после того, как Элиша Отис представил первый безопасный лифт — автоматизированные лифтовые кабины начали полностью заменять людей-операторов.

Самый быстрый лифт в мире движется со скоростью до 67 футов в секунду

Вид с воздуха на центр Шанхая, включая Шанхайскую башню

Раньше лифты могли двигаться со скоростью около 40 футов (12,19 м) в минуту. После примерно 150 лет инноваций самый быстрый в мире лифт теперь может перемещаться со скоростью 67 футов (20,42 м) в секунду (или около 46 миль или 74 км в час). Этот лифт расположен в Шанхайской башне в Китае, где также находится самая длинная непрерывная лифтовая трасса — на высоте 1898 футов. Первоначально установленный японской компанией Mitsubishi Electric в 2015 году, лифт был модернизирован в 2016 году, что позволило ему преодолеть путь от подвала второго уровня до 119-го этажа башни всего за 53 секунды. Лифт в Финансовом центре CTF, также расположенном в Китае, идет на втором месте, двигаясь со скоростью 65 футов в секунду.

Немецкие инженеры спроектировали боковой лифт в 2017 году

С момента своего изобретения два тысячелетия назад лифты выполняли только две функции — поднимались и опускались. Однако в 2017 году немецкая лифтовая компания начала испытания лифта, который может двигаться в любом направлении. Названный «Вонкаватором» в честь разнонаправленного лифта, показанного в фильме 1971 года «Вилли Вонка и шоколадная фабрика», машина была названа «крупнейшим достижением в лифтовой индустрии» со времени изобретения устройства. Однако боковой лифт — это только начало того, что ждет эту технологию в будущем. Ученые (и писатели-фантасты) также выдвинули гипотезу о возможности создания космического лифта, который сможет переправлять будущих астронавтов с поверхности Земли в космическое пространство, полностью отказываясь от необходимости в дорогих ракетах, извергающих загрязнение окружающей среды.