Первый работающий эскалатор был аттракционом в парке развлечений

В течение двух недель осенью 1896 года около 75 000 человек ступили на любопытное изобретение, расположенное на Старом железном пирсе Кони-Айленда. Первоначально созданный инженером Джесси Рено для использования в системе метро Нью-Йорка, «наклонный лифт» переносил людей на платформе ленточного конвейера под углом 25 градусов на высоту 6 или 7 футов (1,83 — 2,13 м) от земли. Хотя у него не было отдельных ступенек, наклонный лифт имел поручни и неглубокие канавки на платформе, которые позволяли ему беспрепятственно проходить через зубчатую верхнюю площадку, что делало его первым работающим эскалатором.

эскалатор

Рено был не первым, кто задумался о способе автоматического перемещения людей на верхние этажи. В 1859 году юрист и изобретатель Натан Эймс получил патент на свою «Вращающуюся лестницу», которую, как он предложил, можно было сделать из дерева или металла и приводить в движение паром, гирями или вручную. Другими словами, это была скорее фантастическая концепция, чем изобретение с ясным путем к воплощению в реальность, и идея осталась пылиться. Тридцать лет спустя инженер-любитель Лимон Соудер последовал его примеру и запатентовал свою «Лестницу» — серию ступенек, продвигаемых под уклоном по «бесконечной движущейся ленте». Несмотря на то, что лестница Содера более практична, чем творение Эймса, она так и не была построена, поэтому Рино претендовал на славу после того, как запатентовал свою версию в 1892 году.

Хотя бизнес Рино начался с установки четырех наклонных лифтов в нью-йоркском универмаге Siegel Cooper в 1896 году, вскоре он столкнулся с жесткой конкуренцией со стороны изобретателя Чарльза Сибергера. Купив патент у исследователя Джорджа Уиллера, Сибергер придумал термин «эскалатор» и объединился с компанией Otis Elevator для разработки новой улучшенной модели. Подобно сегодняшним версиям со ступенями, выступающими снизу и сплющенными на верхней площадке, прототип поразил зрителей на Парижской выставке 1900 года. К 1920 году Отис овладел патентами Сибергера и Рено и установил 350 эскалаторов по всему миру, движущаяся лестница уже давно вышла за рамки зрелища и явно зарекомендовала себя как вид повседневного транспорта для современных горожан.

Во всем штате Вайоминг есть только два комплекта эскалаторов

Эскалаторные комплексы расположены в отдельных рядах в городе Каспер. Их нехватка в штате Ковбой, вероятно, объясняется пожарными нормами, которые запрещают незащищенные проемы между соседними этажами.

Цифры не лгут

470 918

Номер патента наклонного лифта Джесси Рено

83,4

Высота (в сантиметрах) самого короткого эскалатора в мире

30

Типичный наклон (в градусах) современного эскалатора

105 миллиардов

Ежегодное количество пассажиров эскалатора в США

В норвежском городе Тронхейме есть единственный в мире велосипедный эскалатор

Зачем крутить педали на велосипеде в гору, если всю тяжелую работу за вас может сделать машина? Таков был образ мышления норвежского промышленного дизайнера Ярле Ванвика, который приступил к созданию более легкого пути вверх по 18-градусному склону холма Брубаккен в Тронхейме. Представленный в 1993 году как первый в мире велосипедный эскалатор, Trampe представляет собой серию подножек, которые перемещаются по рельсам при нажатии кнопки. Когда одна нога прижата к пластине, а остальная часть тела находится на велосипеде, как обычно, пользователи продвигаются по дорожке длиной более 400 футов со скоростью примерно 5 миль в час. По данным туристического сайта Тронхейма, Трампе перевозит от 20 000 до 30 000 велосипедистов в год, и, как сообщается, он имеет высокие показатели безопасности. Однако, возможно, из-за высокой стоимости установки — от 2400 до 3200 долларов за ярд по состоянию на 2014 год — Брубаккен-Хилл остается единственным местом на этой планете, где байкеры могут наслаждаться наградой в виде качественных видов без пота, обычно необходимого для достижения таких высот (и без слезть с велосипедов — другие «велосипедные эскалаторы» отдельно повезут за вас велосипед в гору).