Почему кишечник называют вторым мозгом?

Хотя мозг долгое время считался командным центром тела, недавние научные открытия пролили свет на удивительную сложность кишечника, за что он получил титул нашего «второго мозга». Эта уникальная концепция произвела революцию в нашем понимании связи между телом и разумом и имеет большое значение для физического и психического благополучия.

кишечник

Прочтите, чтобы узнать, почему кишечник называют вторым мозгом, и узнайте о замечательных функциях и коммуникационных механизмах, лежащих в основе этой часто недооцениваемой части нашей анатомии.

Энтеральная нервная система: мозг в кишечнике

Энтеральная нервная система (ЭНС) представляет собой сложную сеть нейронов, расположенных в стенках желудочно-кишечного тракта, включая пищевод, желудок, тонкий кишечник и толстую кишку. Удивительно, но ЭНС содержит примерно 500 миллионов нейронов, больше, чем спинной мозг. Эта обширная сеть способна функционировать независимо, за что получила прозвище «второй мозг».

ЭНС работает автономно, отвечая за управление процессом пищеварения, от глотания до всасывания питательных веществ и выведения отходов. Он регулирует секрецию пищеварительных ферментов и контролирует ритмические сокращения мышц желудочно-кишечного тракта, известные как перистальтика, для продвижения пищи по пищеварительной системе.

Двунаправленная коммуникация: ось кишечник-мозг

Хотя кишечник и мозг физически разделены, они поддерживают глубокую связь через систему двунаправленной связи, называемую осью кишечник-мозг. Эта сложная коммуникационная сеть включает в себя ЭНС, центральную нервную систему (ЦНС) и вегетативную нервную систему (ВНС).

От кишечника к мозгу: ощущения и эмоции кишечника

ЭНС посылает постоянные потоки информации в мозг через блуждающий нерв, который соединяет две системы. Сигналы из кишечника могут влиять на настроение, эмоции и когнитивные функции. Это явление очевидно, когда вы испытываете «бабочек» в животе из-за беспокойства или стресса, демонстрируя, как эмоциональные состояния могут проявляться в желудочно-кишечных ощущениях.

Кроме того, кишечник вырабатывает нейротрансмиттеры, такие как серотонин, дофамин и гамма-аминомасляная кислота (ГАМК), которые значительно влияют на наше эмоциональное благополучие. Согласно журналу интегративной медицины, около 95% серотонина, нейротрансмиттера, тесно связанного с регуляцией настроения, вырабатывается в кишечнике, а не в мозгу.

От мозга к кишечнику: когнитивное влияние на пищеварение

И наоборот, мозг оказывает прямое влияние на функции кишечника. Стресс, например, вызывает выброс гормонов стресса, таких как кортизол и адреналин. Эти гормоны могут нарушать пищеварение, что приводит к таким симптомам, как расстройство желудка, вздутие живота и синдром раздраженного кишечника (СРК). Кишечник очень чувствителен к эмоциональному и психологическому стрессу, что подчеркивает важность психического благополучия для поддержания здоровья желудочно-кишечного тракта.

Микробиота кишечника: внимательное микробное сообщество

Помимо ЭНС и оси кишечник-мозг, статус второго мозга кишечника дополнительно подтверждается обширной экосистемой микроорганизмов, которые в нем обитают, — кишечной микробиотой. Это процветающее сообщество триллионов бактерий, вирусов, грибков и других микроорганизмов играет ключевую роль в регулировании здоровья кишечника и влиянии на функцию мозга.

Микробиота кишечника активно взаимодействует с ЭНС, влияя на ее поведение и влияя на ее сигналы, поступающие в мозг. Более того, эти крошечные обитатели производят нейроактивные соединения и метаболиты, которые могут преодолевать гематоэнцефалический барьер, напрямую влияя на функцию мозга и когнитивные процессы.

Последствия для здоровья и благополучия

Признание кишечника нашим вторым мозгом имеет огромное значение для различных аспектов здоровья и благополучия. Двунаправленная связь между кишечником и мозгом подчеркивает важность поддержания здорового кишечника для укрепления психического здоровья и наоборот.

Душевное здоровье

Многочисленные исследования связывают несбалансированную микробиоту кишечника с такими состояниями, как тревога, депрессия и даже нейродегенеративные расстройства, такие как болезнь Альцгеймера и болезнь Паркинсона. Приоритизация здоровья кишечника с помощью сбалансированной диеты, пробиотиков и пребиотиков может открыть новые возможности для улучшения психического здоровья.

Расстройства пищеварения

Понимание автономной функции кишечника подчеркивает важность поддержания здоровой ЭНС. Правильная диета, управление стрессом и регулярные физические упражнения могут помочь в профилактике и лечении желудочно-кишечных расстройств, таких как СРК и ГЭРБ.

Статус кишечника как нашего второго мозга, несомненно, изменил наше понимание физиологии и здоровья человека. Обширная нейронная сеть энтеральной нервной системы и двунаправленная ось кишечник-мозг подчеркивают глубокую связь между нашим кишечником и мозгом. Роль кишечной микробиоты во влиянии как на работу кишечника, так и на работу мозга добавляет еще один уровень сложности к этой увлекательной взаимосвязи. Воспитание нашего второго мозга с помощью целостного подхода, учитывающего как физическое, так и психическое благополучие, является ключом к более здоровой и счастливой жизни.